История рождения de_dust2
В этом году карте de_dust2 исполнилось ни много, ни мало - 10 лет. В честь этого юбилея мы предоставляем вам рассказ Дэвида Джонстона, создателя карты, в котором он подробно рассказывает о рождении Dust 2 и о многом другом. Кстати, в момент построения второго Даста нашему герою было всего 18 лет. Теперь он - уже умудренный опытом зрелый мужчина, и слушать его рассказ одно удовольствие. Дэвид был очень обрадован известием о том, что CyberFight.ru предоставит своим пользователям перевод его статьи, но к сожалению, не смог найти некоторых из самых ранних скриншотов карты - они были утеряны в мраке безвестности уже очень много лет назад. Тем не менее, мы надеемся, что этот материал все равно понравится всем любителям Dust'а и Counter-Strike'а. Начало начал Как создатель de_dust'а я был прекрасно осведомлен о популярности этой карты и понимал, что будет откровенно глупо не использовать шанс и не выпустить еще одну вариацию даста. Но, хотя мысли и были, за создание карты я долгое время не брался. Популярность dust'а, сподвигнув меня на работу, была и главной проблемой - я боялся, что не смогу сделать вторую столь же хорошую карту и подведу коммьюнити. Вообще, у меня и мысли не было, что вторая вариация даста будет носить имя "dust", хотел назвать её по-другому. Не было и мыслей о том, чтобы протулить карту как "официальную" для выпуска её в одной из CS-бет, по упомянутой выше причине. Я просто не верил, что у меня все получится и боялся, что людям не понравится. Однако, я был вынужден сделать так, чтобы слово "dust" присутствовало в названии. Вот только меня это бесило, ведь что будет, если вторая карта будет хуже первой?Назвать карту "de_dust 1.5", было бы правильнее, если бы я использовал оригинальные текстуры первого даста, но я хотел добавить что-то новое, потому задумался о "de_dust 3" - потому что третьи части фильмов обычно полный отстой, так что я имел отмазку на случай провала у коммьюнити.
Для того, чтобы карту можно было называть dust'ом, она должна отвечать неким критериям, все из которых я собирался включить в свой Dust 3. Надо сказать, даже теперь, когда вирус Dust'а вырвался на волю и мы видим сотни дастоподобных локаций, некоторые из них не отвечают требованиям философии этой карты. А ведь эти вещи очень важны - именно они делают карту такой популярной.
Из всех компонентов карты арки, разделяющие игровые зоны, играют одну из самых важных ролей. Их основная обязанность, не поверите - разделять локацию на зоны, каждую из которых игроки могут запомнить, что позволяет легко понять общую структуру карты. С точки зрения архитектуры, они призваны сгладить карту, чтобы она не выглядела как лабиринт из стен, по которому шастают игроки. Вот, посмотрите, как выглядел бы Dust без знаменитых арок: Смотрится, быть может, неплохо, но с арками - намного лучше. Они же дают дизайнеру большую свободу решений и часто формируют саму динамику карты. Конечно, утверждать что я изобрел это решение - глупо, признаюсь, что я стырил его прямиком со старого Team Fortress 2, так что давайте поблагодарим дизайнера из Valve за все, что он сделал для Counter-Strike'а, нарисовав однажды такую простую, невзрачную, но как оказалось позже, архиважную деталь.
Еще работая над первой версией Dust'а я решил, что там обязательно должна быть некое подобие дороги - в случае с моей картой этой дорогой стала булыжные мостовые среди песчаных улиц. С ними все не так просто - во первых, эти мостовые прямо указывают путь игрокам, делая карту более понятной и простой, а во-вторых они очень хорошо служат дизайнеру, ибо без них вся локация опять стала бы похожей на песочный лабиринт со стенами.
Настенные фаски и барельефы как элемент декора Dust-карт требуют к себе очень бережного отношения и правильного применения. Многие считают, что эту текстуру можно сувать вообще везде, куда нельзя прилепить текстуру кирпичей или бетона. С одной стороны это действительно так, но это очень опасный путь, так как ею можно черезчур насытить локацию и карта будет выглядеть слишком красивой, а баланс между простотой и архитектурной эстетичностью окажется утерянным.
Лично я для себя разработал простое правило - фаски и барельефы не должны располагаться так, чтобы игрок мог пересечь их. Также они не должны скрещиваться на физической структуре и не должны присутствовать там в количестве больше 2-ух (два декоративных элемента на текстуре, один у пола и один у потолка - использовать можно).
Один из элементов особого шарма Dust'а - это его солнечность и яркость. Ведь огромное количество CS-карт тех времен были темными и мрачными, хорошо вливаясь в общую концепцию Counter-Strike'а тех лет. Dust'ы были совсем другими - ты легко понимал, куда идешь и что там тебя ждет. Все в нем сделано для комфорта игроков. Меня не раз просили сделать ночной Dust, но если бы я послушал этих советов, карта перестала бы быть самой собой. Новый Dust 3 должен был полностью отвечать моим требованиям к яркой и светлой погоде.
Dust 3 не напоминал бы никому о первом Dust'е, если бы не унаследовал некоторые из его частей. Это же накладывало на меня определенные ограничения в добавление новых элементов и структур, все они не должны были разрушать атмосферу привычного даста. Именно поэтому я был вынужден оставить такие структуры, как створчатые деревянные ворота, множество покатых подъемов, отмеченные крестом из краски бомбпленты, разные непонятные строения и высокие каменные стены.
Одним из важнейших вопросов для меня оставалась общая структура карты. Сделаешь неправильно - игра станет скучной и неинтересной. Сделаешь правильно - и это может затмить славу первого Dust'а. Потому долгое время я провел вглядываясь в план первого Даста, чтобы понять, что же сделало его столь знаменитым. В конце концов я пришел к выводу, что в общих чертах структура карты представляет собой восьмерку, плюс еще пару проходов. Мой новый Dust 3 должен был также следовать этой простой структуре, не только для удобства и интереса игры на нем, но и для того, чтобы сохранить общую философию Даста.
Для наглядности, я наложил восьмерку на план первого Даста и оказалось, что на центр этой восьмерки приходится как раз самая опасная зона, где проходит наибольшее количество боестолкновений. На моей новой карте все должно было быть также, и - как вы видите по Dust_2, это у меня получилось.
Для того чтобы получить структуру с нужными мне качествами - и прежде всего простотой - я не мог строить карту по кусочку, без первоначального планирования её общего вида. Нужно было нарисовать пару эскизов, осознать, как все будет выглядеть, чего я от карты хочу и т.д. А в дальнейшем отталкиваться уже от этих требований и представлений. Эскизы очень облегчили начало работы и, набросав первые штрихи важнейших зон, я стал соединять их разными способами между собой. На левом эскизе вы видите, каким был мой первый набросок - ужасным. Я неправильно расставил респы (полный огневой контакт был возможен уже спустя секунду после респауна), ошибки в масштабировании, а дизайн представлял собой набор бессмысленных туннелей и препятствий. Единственное, что более-менее сохранилось с этого наброска - CT респаун (расположен справа внизу). На правом эскизе видна моя работа за несколько дней - респ CT остался таким же (правда теперь он внизу слева) и пленты остались на своих местах. Проблема была в том, что бы убрать еще, делая карту проще. Плюс, я знал, что обязан сделать какой-то туннель, но где он будет и к чему будет вести - понятия не имел. Кстати, именно в этот период я решил добавить в игровой процесс текстуры скал - они и раньше присутствовали на дасте, но были пассивной частью рельефа, теперь же я хотел, чтобы игроки могли использовать их по ходу матча. Решение было спорным, но уверенность в том, что карте нужно придать некую необычность - была, потому под Б-плэнтом появилась скала.
Пара дней понадобилась для претворения моих набросков в жизнь. Тут возник новый вопрос - оказалось, что мои первоначальные наброски плэнтов оставили очень малый простор для действий террористов. Тем не менее, в то время мне в голову так и не пришла мысль, как будет выглядеть Т-сторона карты. Я, честно говоря, и вспомнить не могу, как именно я создал Т-сторону, но как я ее вставлял в карту, это отдельная история. Понятно, она у меня получилась больше, были всякие проблемы, но в конце-концов я её уместил. И слава богу.
По самым первым версиям Dust 3 видно, как отличалась карта от современной - видно, как выглядел бомбплэнт, да и общего лоска не хватало. Вы посмотрите на скриншоты и поймете, что Б база была довольно куцой и пустой - туда было только два входа - через двойные двери и через туннель. Соответственно, отсутствовало окно в каменной стене и карабкаться по скалам было пока нельзя. Само место закладки находилось не в глубине точки, а почти у двойных дверей. А респаун террористов был примерно там, где сейчас зарождаются контры. Именно на эту карту вошел мой хороший знакомый Брайан Мартел и сказал, что нужно пофиксить текстуры скал в месте соприкосновения с песком и каменной кладкой плентов (тогда там были светлые бордюрчики у подножья скал). Также он предложил еще смелее использовать настенные рисунки и барельефы, для того чтобы игроки могли не теряться и легко проходить к плэнтам. Dust 3 был по структуре сложнее, чем первый Dust, потому советы Брайана показались мне не лишенными смысла.
Как я уже говорил, для создания третьего Даста мне нужно было использовать многие моменты даста оригинального. Вещи, которые я был обязан оставить. С одной стороны, эта моя обязанность облегчила мою работу по созданию карты, ведь я знал как можно использовать те или иные элементы. С другой - я не должен был использовать их точно также, как в Дасте первом.
Проницательные игроки сразу догадались, что за элементы я заимствовал из первого даста. И я говорю сейчас не об общей атмосфере карты, а о конкретных вещах. Так, обычный плоский бомбплэнт из альфа версии Dust 3 был ужасен. В нем не было вообще ничего, что должно быть в хорошем пленте - ни позиций для дифенса, ни возможностей для атакующей стороны. Да и на вид он выглядел паршиво. Чтобы исправить это, я спер один из самых важных элементов первого даста - штуку, на которую может положиться игрок в своем противостоянии с врагами. Сравните: Я всегда знал, что использую скаты и подъемы из оригинального даста на новой карте. Но только совместно с L-образной стенкой, которая разграничивает плоскую зону и подъем. Лично для меня эти скаты/подъемы одни из самых любимых элементов даста, хотя на первый взгляд в них ничего необычного нет. Кстати, заметьте сходство - оба раза скат ведет в темноту. На Даст 3 террористы респаунились сверху, на зиге. В современном Dust 2 дифенс респаунится почти там же, только на один уровень ниже, в темноте.
Работая над третьим дастом я принял несколько рисковых решений. Перво-наперво, это скала, о которой я вам уже говорил. Если посмотреть на скриншот слева, то вы увидите скальные обломки между ящиком и самой скалой - никогда раньше на Дастах я не использовал подобных текстур, но раз уж там в стене огромная дыра, то и осколки камня должны быть. Так я подумал и так эти камни появились, хотя сначала меня одолевали сомнения. Плюс сами ящики, что опирались на скалу - лично у меня создавалось впечатление, что ящики повисли вопреки всем законам физики и это сильно напрягало. Я опасался, что люди не примут эти нововведения, но все обошлось. Лестница в туннеле - с ней тоже были нервотрепки. На прежних дастах у меня нигде не было лестниц выше, чем пара ступеней, а тут длинная круглая лестница, да еще и в столь стесненном месте. Но переход между верхним и нижним туннелем делать было нужно, да и текстура подходила. А тот факт, что она обещала стать местом для многих побоищ еще больше меня уверил в её надобности.
Когда Джесс Клиффэ из Valve первый раз услышал о третьем Дасте - он очень заинтересовался, и я его понимаю, ведь на тот момент первый даст был самой играемой картой в мире. Он также внес свою лепту, порекомендовав перенести один из бомбплентов, который в моей версии был на респе террористов (сейчас это респаун CT); изменить респауны (теперь CT появляются на месте террористов, но на уровень ниже) и многое другое. Его предложения стали ключевыми в появлении современного даста. Проблемой карты было её название - как я пояснял раньше, я хотел назвать её Dust 3, а Dust 2 считал неподходящим. Но мне поставили условие, что мою карту включат в официальный маппак только как Dust 2. Разработчики забраковали название Dust 3 для того, чтобы не растерять огромное количество поклонников первого даста, кто ждал появления новой карты, и не поднимать лишний раз вопрос с тысячами писем на тему "А где можно скачать Dust 2?". В конце-концов мне пришлось признать, что Dust уже не является лишь моей собственной картой. Пусть это было мое творение, но оно стало составной частью Counter-Strike'а, должно было отвечать его запросам и если запросы эти требовали переименовать карту, я должен был подчиниться. Теперь, про прошествии многих лет, я с удовлетворением констатирую - Dust 2 держится молодцом. Никогда не верил, что ему суждено выдержать состязание с популярностью первого Даста. Думал, в него поиграют пару-тройку недель и все. Но второй Даст не только выдержал состязание, а пережил своего именитого предшественника. Наверное, Джесс Клиффэ был прав, и в успешной жизни карте по большей части помогло название. Назывался бы Dust 3, как я хотел - так и канул бы в безвестность. Ну и мои труды не пропали даром, ведь во второй Даст играть интереснее, чем в первый. Второй Даст меньше по размеру, жестче и опаснее в плане игры. Много лет назад я переживал, не стало бы это его погибелью. Но в жизни все случилось с точностью до наоборот - и Dust 2 процветает.
Теперь второму Дасту уже немало лет, но никто и не помышляет о том, чтобы забыть об этой карте. С некоторыми графическими обновлениями он был перенесен из CS в СS:Condition Zero, а затем, также пережив редизайн, в CS:Source.
Версия Dust 2 в игре Condition Zero очень похожа на оригинал. Общий цвет карты очень яркий и сочный. Мелкие детали добавляют ей интересности и колорита. Появилась пара новых ящиков на плентах, а в остальном карта является славным продолжателем стандартного Dust 2. В целом карта была создана студией Ritual, но некоторые доработки сделали и Valve, прямо перед выходом Condition Zero.
А вот это - по-настоящему современный Dust 2. Множество доработок, от новой структуры неба (теперь вы действительно понимаете, что находитесь посреди пустыни), до обновленных зданий, мелких деталей, атмосферы сельской разрухи и прочего. Кроме того, была изменена архитектура бомбплэнтов, чтобы улучшить игровой баланс. Обновление Dust 2 для CS: Source проводилось дизайнерами Valve, вслед за римейком первого Даста для этой же игры.
Я до сих пор не верю, что такая простая карта может так нравится людям. Во многом - это заслуга всех тех, кто помогал мне советами и замечаниями на всем протяжении создания карты, от Джесса Клиффэ и Криса Эштона, до Брайана Мартела, Ричарда Грея, Кристена Перри, Идо Магала и еще целой плеяды людей, которым Dust 2 обязан своим существованием. Я, как дизайнер, не прикасался к карте уже несколько лет, а она все еще является одной из лучших. В каждую секунду, каждого дня, примерно 15% всех играющих в интернет-игры людей бегают именно по Dust 2. А если принять во внимание статистику и первого Даста, то это будет уже 20%. Таким образом, каждый пятый из сидящих в онлайне FPS-геймеров знаком с de_dust2 и любит его. Заслуга, достойная упоминания.
Картонный dust_2
Адаптация статьи: "The making of: dust 2"
Автор статьи: Дэвид Александр Джонстон, создатель de_dust2 Адаптация на русский: Сергей "asfalot" Мандрик
| |
Просмотров: 11300 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |